Как вы помните, в «Мертвых душах» несколько лирический отступлений, которые невозможны обычно в романе. Таким образом Гоголю хотелось подчеркнуть, что он пишет не романическое повествование, а поэму, свободную, разомкнутую навстречу лирике, где автор тоже имеет право высказаться.
Почему «Мертвые души» — это поэма?
Великая поэма, праздник нелепости и гротеска, от которой парадоксальным образом отсчитывают историю русского реализма. Задумав трёхчастное произведение по образцу «Божественной комедии», Гоголь успел завершить только первый том — в котором ввёл в литературу нового героя, дельца и плута, и создал бессмертный образ России как птицы-тройки, несущейся в неизвестном направлении. В губернский город N. Очаровав губернатора, городских чиновников и окрестных помещиков, Чичиков начинает объезжать последних с загадочной целью: он скупает мёртвые души, то есть умерших недавно крепостных, которые ещё не внесены в ревизскую сказку Документ с результатами переписи податного населения, проводившейся в России в XVIII и первой половине XIX века. В сказках указывались имя, отчество, фамилия, возраст владельца двора и членов его семьи.
Когда в школе на уроках литературы добираются до этой книги, учителя встают перед сложной задачей. Из уст детей летят закономерные вопросы - почему это поэма, когда текст прозаический? Что тут скажешь? Обычно отделываются общими фразами о том, что в этой книге у Гоголя очень поэтичный язык.
Попробуем понять, почему автор считал эту книгу делом всей жизни. Теперь поговорим о «Мертвыех душах», узнаем, какие литературные ориентиры были у Гоголя и почему он назвал произведение поэмой. Гоголь давно работал над книгой и часто читал фрагменты друзьям из писательской элиты. Только вот пушкинская история мало чем похожа на гоголевскую.